ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

    Детский телефон доверия: 8 800 2000 122
    Ученики и их родители могут получить психологическую помощь в:
    1) МКОУ "Богородская СОШ".
    Змеева Ксения Александровна принимает в кабинете заместителя директора.
    Часы приема с 9-00 до 15-00
    Телефон (рабочий): 3-40-46
    2) с/п "Зуевская школа".
    Паначева Лидия Альмировна принимает в кабинете руководителя структурного подразделения.
    Часы приема с 9-00 до 15-00
    Телефон (рабочий): 3-14-96
    Психолого-педагогическое просвещение Ссылка на видео
                                          Тема: «Агрессивные дети: как им помочь?»
                                                            Целевая аудитория: родители.
    «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей»
    Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:
    “Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.
    Критерии агрессивности в поведении ребенка, или Портрет агрессивного ребенка:
    1. Часто теряет контроль над собой.
    2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.
    3. Часто отказывается выполнять правила,
    4. Часто специально раздражает людей.
    5. Часто винит других в своих ошибках
    6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо
    7. Часто завистлив, мстителен.
    8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
    Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
    Что лежит в основе агрессивного поведения ребенка?
    · Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
    · Огромную роль играет воспитание в семье (авторитарный или попустительский стиль воспитания; постоянные ссоры и конфликты между родителями, выражающие отсутствие совместных интересов), причём с первых дней жизни ребёнка. Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.
    · На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Единство и непоследовательность требований к ребенку. Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
    · Агрессия как форма поведения, которую ребенок наблюдает в семье и перенимает в своем общении.
    · Неспособность контролировать свои эмоции (особенно негативные, какие как страх, гнев, злость) и поведение, по причине неумения их в себе распознавать. Отсутствие навыков социально приемлемого проявления своих эмоций.
    · Высокая степень возбудимости, особенности темперамента (холерики).
    · Отсутствие способности выстраивать взаимоотношения в социуме, слабо развитые навыки сотрудничества и коммуникации.
    · Жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.
    «О чем говорит ребенок своим поведением?»
    1) О чрезмерном контроле над жизнью ребенка.
    Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.
    2) Избыток внимания или его недостаток.
    Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.
    Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.
    3)    Желание стать лидером, потребность в признании.
    Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции. Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения.
    Ребенку следует предложить мирный путь достижения лидерской позиции в зависимости от его способностей и наклонностей.
    4) Заниженная самооценка у ребенка. 
    Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора, который только и норовит его обидеть. «Я не знаю, зачем я это сделал», - такой ответ на вопрос о причине агрессивного поведения говорит о недостаточности любви и внимания со стороны взрослых.
    Анкета «Критерии агрессивного ребенка»
    (диагностика ребенка родителями)
    1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.
    2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
    3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
    4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
    5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
    6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
    7. Он не прочь подразнить животных.
    8. Переспорить его трудно.
    9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
    10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
    11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
    12. Часто не по возрасту ворчлив.
    13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
    14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
    15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
    16. Легко ссорится, вступает в драку.
    17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
    18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.
    19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
    20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
    Обработка результатов: положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
    Уровень агрессивности:
    Высокая агрессивность - 15-20 баллов.
    Средняя агрессивность - 7-14 баллов.
    Низкая агрессивность - 1-6 баллов.
    ПАМЯТКА для родителей по работе с агрессивным ребенком
    §  Быть внимательным к потребностям ребенка.
    §  Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
    §  Быть последовательными в наказаниях, наказывать за конкретные поступки.
    §  Наказание не должно унижать личность ребенка.
    §   Дать ребенку возможность проявлять гнев по возможности сразу после события, его вызвавшего.
    §  Обучать навыкам распознания собственного эмоционального состояния и состояния окружающих.
    §  Развивать способность к эмпатии, сопереживанию.
    §  Развивать поведенческий репертуар ребенка.
    §  Отрабатывать навыки реагирования в конфликтной ситуации.
    §  Учит брать ответственность на себя за свои поступки.
    §  Быть внимательными к кому в какие игры играет ваш ребенок и что смотрит по телевидению или Интернету.
    ПОМНИТЕ! Если родители...
    – стремятся к «идеальному» ребёнку, постоянно подгоняя его к идеалу, то до подросткового периода он может быть послушным и исполнительным, но затем стать бунтарём, агрессором.
    – считают своего ребёнка самым умным, самым красивым, «сверхценным», то ребёнок игнорирует интересы других детей, не переносит ограничений, сравнений, любая помеха вызывает агрессивную реакцию.
    – являются авторитетом для ребенка, которому через обсуждение, показ передается конструктивная модель поведения, то дети уверены в себе, могут себя контролировать, хорошо учатся, являются привлекательными партнёрами по общению, умеют получать необходимое им без агрессии.
    Методы работы с негативными эмоциями (гнев, злость, раздражение):
    • Предложить ребенку нарисовать свою агрессию или ее причину и порвать рисунок. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
    • Потренироваться перед зеркалом, как выглядят разные эмоции.
    • Битье подушки, посчитать до десяти.
    • Упражнения релаксационного характера, направленные на снятие напряжения.
    • Занятия спортом, которые учат ребенка правильно использовать свою силу.
    • Формирование рефлексии и эмпатии через «Я-сообщения». Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.
    Рекомендуемая литература для самостоятельного прочтения
    Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб. Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
    Корниенко: Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка
    Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб. Издательство «Речь», 2005. - 190 с., ил.
    Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: от нормы и паталогии, - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 159 с.
    Наталья Ершова: Руководство для родителей. Детская агрессия.
    Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. - СПб. Речь; М.: Сфера, 2009. - 144 с.
    Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.



Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации

Иные документы