Педагог-психолог

 

Детский телефон доверия: 8 800 2000 12

 

Ученики и их родители могут получить психологическую помощь в:

1) МКОУ "Богородская СОШ". 

Белоусова Элиза Мухаматнуровна принимает в кабинете заместителя директора.

Часы приема с 9-00 до 15-00

Телефон (рабочий): 3-40-46

2) с/п "Зуевская школа".

Паначева Лидия Альмировна принимает в кабинете руководителя структурного подразделения.

Часы приема с 9-00 до 15-00

Телефон (рабочий): 3-45-13

 

 

Психолого-педагогическое просвещение

 Ссылка на видео

 

 

                                      Тема: «Агрессивные дети: как им помочь?»

                                                        Целевая аудитория: родители.

 «Если у мальчика нет возможности пинать мячик,

 он будет пинать других детей»

 

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:

“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Критерии агрессивности в поведении ребенка, или Портрет агрессивного ребенка:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила,

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Что лежит в основе агрессивного поведения ребенка?

·        Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

·        Огромную роль играет воспитание в семье (авторитарный или попустительский стиль воспитания; постоянные ссоры и конфликты между родителями, выражающие отсутствие совместных интересов), причём с первых дней жизни ребёнка. Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.

·        На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. Единство и непоследовательность требований к ребенку. Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

·        Агрессия как форма поведения, которую ребенок наблюдает в семье и перенимает в своем общении.

·        Неспособность контролировать свои эмоции (особенно негативные, какие как страх, гнев, злость) и поведение, по причине неумения их в себе распознавать. Отсутствие навыков социально приемлемого проявления своих эмоций.

·        Высокая степень возбудимости, особенности темперамента (холерики).

·        Отсутствие способности выстраивать взаимоотношения в социуме, слабо развитые навыки сотрудничества и коммуникации.

·        Жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.

 

«О чем говорит ребенок своим поведением?»

 

1)    О чрезмерном контроле над жизнью ребенка.

Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.

2)    Избыток внимания или его недостаток.

Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.

Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.

3)    Желание стать лидером, потребность в признании.

Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции. Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения.

Ребенку следует предложить мирный путь достижения лидерской позиции в зависимости от его способностей и наклонностей.

4)    Заниженная самооценка у ребенка.  

Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора, который только и норовит его обидеть. «Я не знаю, зачем я это сделал», - такой ответ на вопрос о причине агрессивного поведения говорит о недостаточности любви и внимания со стороны взрослых.

 

Анкета «Критерии агрессивного ребенка»

(диагностика ребенка родителями)

 

1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое,

шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на-

оборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание

найти виновных.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

 

Обработка результатов: положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Уровень агрессивности:

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность - 7-14 баллов.

Низкая агрессивность - 1-6 баллов.

 

 

 

 

ПАМЯТКА для родителей по работе с агрессивным ребенком

§  Быть внимательным к потребностям ребенка.

§  Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

§  Быть последовательными в наказаниях, наказывать за конкретные поступки.

§  Наказание не должно унижать личность ребенка.

§   Дать ребенку возможность проявлять гнев по возможности сразу после события, его вызвавшего.

§  Обучать навыкам распознания собственного эмоционального состояния и состояния окружающих.

§  Развивать способность к эмпатии, сопереживанию.

§  Развивать поведенческий репертуар ребенка.

§  Отрабатывать навыки реагирования в конфликтной ситуации.

§  Учит брать ответственность на себя за свои поступки.

§  Быть внимательными к кому в какие игры играет ваш ребенок и что смотрит по телевидению или Интернету.

ПОМНИТЕ! Если родители...

       стремятся к «идеальному» ребёнку, постоянно подгоняя его к идеалу, то до подросткового периода он может быть послушным и исполнительным, но затем стать бунтарём, агрессором.

       считают своего ребёнка самым умным, самым красивым, «сверхценным», то ребёнок игнорирует интересы других детей, не переносит ограничений, сравнений, любая помеха вызывает агрессивную реакцию.

       являются авторитетом для ребенка, которому через обсуждение, показ передается конструктивная модель поведения, то дети уверены в себе, могут себя контролировать, хорошо учатся, являются привлекательными партнёрами по общению, умеют получать необходимое им без агрессии.

 

Методы работы с негативными эмоциями (гнев, злость, раздражение):

        Предложить ребенку нарисовать свою агрессию или ее причину и порвать рисунок. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вьплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

        Потренироваться перед зеркалом, как выглядят разные эмоции.

        Битье подушки, посчитать до десяти.

        Упражнения релаксационного характера, направленные на снятие напряжения. 

        Занятия спортом, которые учат ребенка правильно использовать свою силу.

        Формирование рефлексии и эмпатии через «Я-сообщения». Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

 

 

Рекомендуемая литература для самостоятельного прочтения

 

    Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб. Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.

Корниенко: Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка

Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб. Издательство «Речь», 2005. - 190 с., ил.

Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: от нормы и паталогии, - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 159 с.

Наталья Ершова: Руководство для родителей. Детская агрессия.

 Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. - СПб. Речь; М.: Сфера, 2009. - 144 с.

  Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.

 

Дата последнего обновления страницы 21.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения